Компьютерные обучающие игры помогают подготовить детей к школе

Авторы: Нургалиева Г. К., Тажигулова А.И., Артыкбаева Е.В., АО «Национальный центр информатизации»

Сегодня, когда компьютер и всевозможные гаджеты прочно завоевали себе место в нашей повседневной жизни, дети сталкиваются с компьютерной техникой даже раньше, чем приходят в детский сад, Они гораздо увереннее чувствуют себя в цифровом мире, чем многие взрослые.

Мы уверены, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют нам новые возможности для воспитания, обучения и развития детей. Наша задача – найти эффективные пути действенного и практичного использования ИКТ, в том числе и компьютерных игр.

В мире уже накоплен солидный опыт разработки компьютерных игр для дошкольников. Однако при этом практически нет отечественных компьютерных обучающих игр, которые воспитывали бы национальное самосознание или решали бы познавательные задачи на материале казахских народных сказок. Кроме этого, содержание многих зарубежных игр носит агрессивный характер. Часто игры не имеют полезного содержания, перегружены спецэффектами, которые не только ничему не учат, но и наоборот ‒ «затягивают» ребенка, побуждают его к многочасовому сидению за компьютером и бесконечному продолжению игры.

Во избежание экспансии зарубежной продукции совершенно необходимо направить усилия на разработку отечественных компьютерных обучающих игр, ориентированных на эффективное личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Введение национально ориентированного компонента в содержание игр – один из наиболее реальных и эффективных путей формирования национального самосознания, гражданской позиции у подрастающего поколения.

Национальный центр информатизации предлагает компьютерные игры на казахском и русском языках для детей 5-6 лет: «Праздник Наурыз», «Паук, Ласточка и Муравей», «Почему у Березки сок сладкий?», «Кто сильнее?», «Перейти дорогу», «Домашняя и уличная безопасность», «Быть воспитанным», «Спор животных», «Когда это бывает?», «Слон и обезьяна».

При разработке игр мы сосредоточили свое внимание на содержании, чтобы оно обеспечивало воспитание и развитие личностных качеств ребёнка; познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи) и эмоциональной сферы.

Компьютерные игры сконструированы в виде живого диалога с компьютером как собеседником: происходит постоянное обращение к ребенку, ему задаются вопросы, выдвигаются предположительные ответы и т.д. Сюжет игры помогает мотивационно и содержательно включить ребенка в познавательную деятельность в качестве активного участника происходящих событий. Например, в игре «Почему у березки сок сладкий?» дети, преодолевая различные препятствия, помогают Облачку найти Березку, в игре «Слон и обезьяна» – принести сове яблоки, в игре «Перейти дорогу» ребенку предлагается в городе Астане добраться до развлекательного центра «Хан Шатыр», выполнив по пути ряд заданий и т.д.

Использование компьютерных игр имеет большие потенциальные возможности для формирования нравственных и социальных качеств личности. Задания также направлены на воспитание чувства доброты, заботы о природе, ответственности за происходящее вокруг, готовности прийти на помощь, к взаимовыручке.


Еще важно то, что компьютерные игры содержат задания, которые специально направлены на подготовку детей к школе. Задания отрабатывают простые математические понятия (счет до 10 в прямом и обратном порядке, сложение и вычитание чисел, знаки сравнения и т.п.); знания об окружающем (времена года, природные явления, правила личной гигиены, правила обращения с электронными приборами, газом и водой и др.); навыки устной и письменной речи (произношение, знание алфавита, умение определить первую букву в слове, умение составить слово из слогов, умение составить небольшой рассказ из нескольких предложений, умение пересказать небольшой рассказ, умения разгадывать загадки, запоминать стихи и т.д.). Игры развивают и творческие способности, пробуждают интерес к рисованию, отрабатывают трудовые навыки (приучают поддерживать порядок в доме) и т.д.

Хотелось бы отметить специальные задания на развитие связной речи: после прослушивания сказки, рассказа или выполнения заданий ребенку предлагается пересказать услышанное, вспомнить, что он запомнил, воспроизвести самые яркие моменты. Возможность записать и прослушать свою речь имеет колоссальное значение для развития навыков правильной, грамотной, связной речи.

Апробация игр маленькими экспертами подтвердила, что они интересны дошкольникам. Их использование позитивно влияет на расширение кругозора детей, развитие логического мышления, формирование элементарных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, навыков безопасного поведения, уважительного отношения к старшим и сверстникам и т.д., что в целом обеспечивает повышение уровня подготовки детей к обучению в школе, преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования.

Таким образом, сегодня компьютерные игры можно считать тем новым способом передачи знаний, которые позволяют ребенку с интересом учиться, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности, способствуют всестороннему развитию ребенка, а также формируют отношение к компьютеру как к инструменту обучения.

Современные достижения ИКТ предоставляют нам все новые и новые возможности ля развития личности дошкольника. Задача взрослых ‒ найти наиболее эффективные пути использования компьютера в процессе дошкольного воспитания и обучения, минимизируя их неблагоприятное воздействие на психическое и физиологическое здоровье детей.

Добавить комментарий