Структура индивидуального занятия с детьми аутистического спектра в условиях коррекционного кабинета

Автор: психолог Ертаева Кымбат, г.Астана, я/сад №38 «Шаттық»

Одним из приоритетных направлений развития системы образования в РК является инклюзивное образовние. В нашем дошкольном учреждении открыт кабинет инклюзивного образования и коррекции в 2011году. Мы работаем в тесном контакте с ПМПК №3, который направляет детей с диагнозами в наш детский сад.Работа ведется психологом, дефектологом.

В кабинете психолога для детей созданы особые условия: игрушки для развития мелкой моторики, «ковралиновый» конструктор, методические пособия по сенсорному воспитанию, игрушки по новым технологиям («электронная юрта», «ақылды балапан», «сиқырлы қалам») . Рядом с кабинетом просторный холл для игр и отдыха, набор конструктора«Альма», большой и малый сухой бассейн, горка для скатывания, диван, батут и др.

Для эффективной коррекционной работы и логопедического сопровождения детей с ОВЗ имеется логопедический кабинет, оснащенный соответствующей мебелью, индивидуальными зеркалами, шпателем, зондами, учебно-методическими пособиями.

В инклюзивное обучение были включены дети с речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи 1-го, 2-го, 3-го уровней, алалия, заикание, псевдобульбарная дизартрия, ДЦП,симптомы аутизма.

Основной целью семьи и специалистов является:

-Доступ к основной программе обучения;
-Многообразие способов обучения;
-Условия для развития базовых навыков;
-Возможность перенять адекватные образцы для подражания;
-Дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Ежегодно на занятия приходит 12 детей, посещают 3 раза в неделю.Форма работы — индивидуальные занятия. Продолжительность занятия 15-25минут (время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемологическими правилами и нормами»).

Первая часть (вводная) — введение в ситуацию занятия. Позволяет ребенку настроиться на занятия.Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и т.п. Вводная часть помогает ребенку пойти на контакт со взрослым, привыканию к его голосу, постепенному усвоению простых требований , выполнений заданий по самообслуживанию, что является важным для детей с расстройствами аутистического спектра. Время, отводимое на вводную часть непродолжительное — около 10% времени занятий. Предлагаю в качестве первого- интересное и довольно простое занятие , где для ребенка не нужна помощь специалиста. Моя цель направлять, чтоб ребенок мог сам выбрать чем ему заняться (большой сухой бассейн; массаж для стопы-ходьба по змейке (жесткой, мягкой); катание с невысокой горки;самостоятельные игры.

Вторая часть (основная) – решение задач с акцентом на развитие познавательной , предметно-игровой деятельности.Это самая большая часть , она занимает 70-80% времени занятия. На занятии считаю важным использовать три типа заданий:

-вызывающие и поддерживающие интерес ребенка к деятельности: (рассматриваем картины по временам года, использую развивающее лото «игрушки», «животные и птицы», «окружающий мир», «разновцетные вагончики» , лабиринты ,понимать и отвечать на простые вопросы, и т.д.)
-практически ориентированные задания, повышающие успешность ребенка с РАС в бытовой жизни:Составлять рассказы на тему«Моя квартира» , «Город, в котором я живу»,узнавать и называть знакомые предметы,обьекты, «электрические приборы» для чего они служат, различать и называть овощи и фрукты и т.д.
-задания освоение которых является подготовительным для приобретения более сложных навыков. Использую для счета игру «Сороконожка», вкладыши, мелкие игрушки, настольный театр «Репка», «Колобок», по цветам закрепляем дни недели, эти задания необходимы для решения счета в пределах 10, пересказывания несложных текстов с целью развития памяти, речи.

Чтобы не перегрузить ребенка , удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются, внимание переключается с одного вида на другой .При этом сложные занятия провожу в начале занятия (сразу после вводного игрового момента). Между 2-4 игровыми познавательными заданиями предлагаю ребенку простые задания: «рыболов»,«поезд», «собирай-ка», музыкальные шкатулки, молотки, ксилофоны, геометрические пазлы, массаж шишками, грецкими орехами,мячиками «ежик» и т.д. Выбор игр определяется индивидуально для ребенка: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом , это может быть задание на полу, для пассивного ребенка устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, вырезать рисунок среднего размера, зашнуровать ботинки, собрать крупные бусы на нитку, разрисовать пальчиком рисунок ,найти в сухом бассейне зайчика, мишку и т.д.

Третья часть (заключительная часть) — поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. В завершение подводится итог. Педагог помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), расставить игрушки по местам. Заключительная часть-10% времени занятия.Таким образом, структурированное, заранее продуманное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС. Стереотип коррекционно-педагогического занятия будет считаться успешным, если ребенок:

-охотно приходит на занятия;
-не прерывается во время занятий ,не убегает, не отказывается от игровых действий;
-выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого (соглашается на совместную деятельность);
-выделяет начало и конец занятия;
-выполняет простые инструкции в привычных заданиях;
-хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому;

Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участи в общей деятельности, что важно для обучения в дальнейшем.

Добавить комментарий