Речевые игры с малышом до года

Для гармоничного развития нужно постоянно разговаривать с малышом, а лучше всего играть. Речевые игры помогут малышу привыкнуть к звучанию речи, расслышать звуки, запоминать тембр голоса и интонацию и поднимут эмоциональный настрой. Самым полезным и одновременно приятным для малыша будет ваше непосредственное, эмоциональное внимание. Каждое ласковое слово или спетая песенка способствуют душевному спокойствию, эмоциональному и речевому развитию. Пойте малышу перед сном колыбельные, нараспев рассказывайте стишки.

Лучше всего для речевых игр подходят разговорные формы устного народного творчества — потешки, маленькие песенки и приговорки, пришедшие от наших бабушек. Да и в копилке каждой мамы их немало. Произносить потешки нужно ласковым голосом, улыбаясь, выразительно используя движения и мимику.

Примеры речевых игр.

«Ладушки»

Хлопаем в ладоши вместе со словами. Если малыш еще не может хлопать самостоятельно, возьмите его ручки в свои и вместе похлопайте.
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Простоквашку.
Попили-поели,
Домой полетели (машем руками как крыльями).
На голову сели,
Песенку запели (кладем ручки на голову).

«Сорока-белобока»

Гладим ладошку ребенка с внутренней стороны, а затем слегка прижимаем каждый пальчик на одной и на другой ручках малыша.
Сорока-белобока,
Где была?Далёко!
Воду носила.
Дрова рубила.
Печку топила.
Кашу варила.
Деточек кормила.
Этому дала, а этому (последний пальчик)– не дала.
Он воду не носил, дрова не рубил, печку не топил и кашу не варил.
Шу, полетели, на березку сели!

«Моя семья»

Берем ладошку малыша и нежно массируем каждый пальчик от основания к ноготку, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот – деточка моя.
Вот и вся моя семья! (хлопаем в ладошки)

«Комарики»

Эта игра помогает знакомится с частями тела. Соединяем большой и указательный пальцы и, приговаривая, слегка пощипываем ту часть тела, про которую говорим.
Дарики-дарики,
Летели комарики.
Вились-вились…( «вьёмся» руками вокруг малыша)
В ножку вцепились! ( в щёчки, ручки, животик и др.)

«Коза-дереза»

Из пальцев сделать «рожки» и слегка щикотать малыша. Все движения по тексту можно имитировать.
Идет Коза рогатая,
Идет Коза бодатая.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Кто кашу не ест,
Молока не пьет –
Забодает, забодает!

«Паучок»

Игра также помогает знакомится с частями тела. Вставляйте имя малыша и веселите его от души.
Паучок, паучок,
Лялю хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Лялю хвать за ушко.
Олени, олени,
Лялю хвать за колени.
Песик, песик,
Лялю хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Лялю хвать за живот.
Осы, осы,
Лялю хвать за волосы.
Кузнечики, кузнечики,
Лялю хвать за плечики!

«По кочкам»

Возьмите малыша на ручки, посадите на свои колени лицом к себе и приговаривайте:
Поехали, поехали!
В лес, за орехами.
По ровной дорожке, (взрослый качает малыша на коленях из стороны в сторону)
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам, (взрослый поочередно поднимает и опускает малыша на коленках),
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!(взрослый опускает ребенка между колен)

Речевые игры не только поднимут эмоциональный настрой малыша, но и разовьют слух, чувство ритма, рифмы, а также юмора. Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг. Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто. Можно приобрести и специальные детские книжки, страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами. Занятия с такой книгой разнообразят опыт тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику. Общайтесь с удовольствием!

Добавить комментарий