Педагогические возможности компьютерных обучающих игр Национального центра информатизации в подготовке детей к школе

Большие возможности для совершенствования дошкольного образования предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В мире накоплен большой опыт разработки компьютерных игр для дошкольников. Однако, игры зарубежного производства не всегда дают развивающий эффект, не всегда ориентированы на решение познавательных задач, не направлены на воспитание национального самосознания.

Национальным центром информатизации разработаны 20 компьютерных игр на казахском и русском языках:

-«Өрмекші, Құмырысқа және Қарлығаш», «Паук, Муравей и Ласточка»
-«Кім күштілеу?», «Кто сильнее?»
-«Бұл қай кезде болады?», «Когда это бывает?»
-«Аққайыңның шырыны неге тәтті?», «Почему у Березки сок сладкий?!»
-«Наурыз мерекесі», «Праздник Наурыз»
-«Жолдан өту», «Перейти дорогу»
-«Үйдегі және көшедегі қауіпсіздік», «Домашняя и уличная безопасность»
-«Тәрбиелі болу керек», «Быть воспитанным»
-«Жануарлардың айтысы», «Спор животных»
-«Піл мен маймыл», «Слон и обезьяна»

Содержание игр основано на основе казахских народных сказок, стихов или познавательных рассказов в соответствии с ГОСО РК «Дошкольное воспитание и обучение». Цель игр ‒ развитие личности дошкольника и его подготовка к школе

Задачи компьютерных игр:

Формирование нравственных и социальных качеств личности

«Праздник Наурыз» — формирование патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, воспитание интереса к народным традициям. национальным играм.

«Быть воспитанным» — усвоение социальных норм и ценностей, формирование навыков культуры поведения, знание правил хорошего тона, умение проявлять доброжелательное отношение к окружающим детям и взрослым, навыки ухода за собой, стремление к чистоплотности, аккуратности, и т.д.

«Перейти дорогу» — формирование важных навыков поведения на улице, в то же время дети учатся проявлять отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам.

«Домашняя и уличная безопасность» — формирование социальной компетентности, знание правил безопасного поведения в быту.

«Когда это бывает» — Формирование первоначальных знаний экологии (нельзя сорить, загрязнять окружающую среду), нужно строить скворечники для птиц, сажать деревья и поливать их, ухаживать за саженцами, цветами и другими растениями.
Через содержание сказок и рассказов дети без назидания и поучения получают и урок нравственности:

«Паук, Муравей и Ласточка» – игра воспитывает дошкольников в духе уважения к труду, главная мысль — о ценности труда.

«Почему у березки сок сладкий» — главная мысль : дружба способна победить многое.

«Кто сильнее» — главная мысль : не размер определяет силу; формирование таких качеств личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; чувство долга по отношению к окружающим.

«Спор животных» — главная мысль сказки: все животные нужны и полезны, каждое животное приносит какую-то пользу.

«Слон и обезьяна» — воспитание стремления к взаимовыручке, взаимодействию в решении проблем: когда трудно – помогать друг другу, быть готовым прийти на помощь товарищу, вместе решать проблемы и преодолевать препятствия. и т.д.

Задания компьютерных игр также направлены на воспитание чувство доброты, заботы о «братьях наших меньших», ответственности за происходящее вокруг, готовности прийти на помощь, к взаимовыручке:

«Паук, муравей и ласточка» — помочь перенести гнездо ласточке, найти потерявшихся муравьишек.

«Слон и обезьяна» – помочь персонажам преодолеть препятствия, найти яблоневый сад.

«Почему у березки сок сладкий» – помочь облачку найти березку и соединить друзей.

«Перейти дорогу» — помочь Алиби перейти дорогу.

«Когда это бывает» – помочь построить скворечник, убрать мусор, посадить рассаду, собрать детскую площадку.

Развитие элементарных математических представлений и готовности к обучению математике

-Знание цифр
-Порядковый счет до 10-20
-Сложение и вычитание в пределах 10
-Знание и умение применять знаки сравнения

Развитие речи дошкольников и их готовности к овладению грамотой

-Знание алфавита
-Определение первой буквы в слове
-Складывание слов из слогов
-Разгадывание загадок
-Возможность записать и прослушать свой рассказ

Развитие элементарных представлений об окружающем мире

-Знания о различных временах года, о сезонных работах и т.д.
-Знания об основных цветах

Развитие психологических аспектов готовности детей к школе (внимания, мышления, памяти и т.д.)

-Умение найти спрятанный предмет
-Умение найти одинаковые предметы
-Умение найти отличия
-Умение восстановить последовательность
-Умение найти лишний предмет
-Умение сложить пазл

Апробация игр НЦИ в экспериментальных дошкольных организациях убеждает в том, что компьютерные игры успешно формируют у дошкольников готовность к обучению, развивают все компоненты речи, произвольное внимание, сосредоточенность, способности детей, обогащают и разнообразят самостоятельную детскую деятельность, формы общения и сотрудничества взрослых и детей и т.д. Компьютерные обучающие игры НЦИ рекомендованы к использованию Приказом МОН РК № 13 от 8 января 2016 года.

Добавить комментарий