Новые подходы к ведению предмета нравственно-духовного образования «Самопознание»

Имашева Д.Ч., воспитатель высшей категории ГККП «Детский сад № 9», г.Тараза

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас.

К сожалению, главный упор в сегодняшнем образовании делается на интеллектуальных достижениях, другими словами, на сдаче экзаменов и получении хороших оценок. Образование сегодня состоит из того, что в голову детей сегодня вкладывают информацию, которую затем они выдают на экзамене и после этого уходят, больше не обремененные ею. Ученики получают огромные объемы знаний и информации без умения разбираться, что с ней делать!

Так что же является целью образования, если большая часть того, что мы учим, так быстро забывается?

Трудно не согласиться с тем, что зачастую современное образование нацеливает ребенка на успех в обретении высокого социального статуса и материальных ценностей, но не учит его задумываться о том, какой ценой может быть оплачен успех, принесет ли он ему истинное счастье и что такое истинное счастье человека. Реальная ситуация, сложившаяся в образовательной среде, свидетельствует о девальвации нравственных ценностей, смещения приоритетов в сторону нравственного благополучия.

Стремление к личному материальному благосостоянию, развитию интеллекта и высокому социальному положению – скорее признаки слабости, но не силы. Только проявление хорошего характера и хорошие, добрые поступки человека являются истинной силой человека. Действительно, несмотря на растущие удобства современной цивилизации, в мире отсутствуют спокойствие и надежность. Причина этого кроется в порочных поступках человека. Например, вспомним о глобальных проблемах современного мира: экологические катастрофы, социально-экономический кризис, террористические акты, межнациональные и межрелигиозные конфликты. Также кризис сегодня проявляется и во внутренней жизни личности в виде потери смысла жизни, наркомании, суицидов. Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные объемы информации. О руках тоже заботятся, стараясь развить некоторые навыки.

Область же, которой пренебрегают – сердце. Истинное образование должно объединить ум, руки и сердце. То, о чем думает голова, должно быть глубоко прочувствовано сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками. В этом и состоит основной конечный результат образования.

Нравственно-духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы обучаемого, и имеющей целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова и дела.

Великий педагог и гуманист нашего времени Шалва Александрович Амонашвили сказал: «Творчество есть во всех школах, даже в авторитарных. Но главное слово здесь – «Вдохнови!» Вдохновение не приходит для дурных дел. Во вдохновении человек поднимается в более высокий мир, для него уже не важны мирские мелочи. Он творит, не думая о вознаграждении. Он говорит от сердца, не по бумажке. Вдохновение приходит изнутри, из ниоткуда… Дети всегда вдохновленные. Они вдохновленно едят, вдохновенно играют, даже дерутся вдохновенно, искренне, всем сердцем. Но, когда они соприкасаются с миром взрослых, то их начинают учить творить…

Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим.

Думайте о хорошем!
Смотрите на хорошее!
Слушайте хорошее!
Говорите хорошее!
Делайте хорошее! –
Вот Путь к Счастью!

Добавить комментарий