Консультационный пункт как помощник родителя

Автор: Карасёва Н.В., заведующая ГККП «Ясли-сад №96», г.Алматы

Многочисленные исследования в области педагоги, психологии, философии, культурологи позволяют утверждать: за последние 15 лет в значительной степени изменились дети, изменились родители, изменилась семья в целом, её окружение, сфера интересов, предпочтения и ценностные ориентиры. А в детский сад на смену прежнему поколению приходит совершенно новое поколение воспитателей. Да и жизнь стала совсем другая. И все это вызывает ряд вопросов. Что происходит с семьей и в семье воспитанников детского сада?

Почему, несмотря на возросший культурный и образовательный уровень родителей и педагогов, на обилие популярной психолого-педагогической, возможности Интернета так много детей с проблемами в поведении? Почему общение и взаимодействие с детьми чаще переживается родителями как трудная и напряженная работа, как выполнение повинности, а не как радостное сотрудничество и сотворчество? Почему даже благие намерения родителей часто заканчиваются драмой для ребенка? Почему так не чутки родители к трудностям своего ребенка, его слезам, переживаниям, неудовлетворенности? Почему даже самые молодые из них, выросшие в других социально-психологических условиях (особенно матери) так быстро раздражаются на своих детей и с легкостью шлепают, обзывают, наказывают, не испытывая при этом горечи и сожаления? Почему с детьми даже двух-трехлетнего возраста не только у родителей, но и воспитателей возникают подчас непреодолимые трудности общения? Наконец, почему у современных детей так много негативизма и агрессии по отношению не только к близким, родным людям, но и к «общественным взрослым», как называл воспитателей Д.Б. Эльконин? Как много этих «почему?»

На эти ответы педагоги, работающие с дошкольниками постоянно ищут ответы. Сегодня взаимодействие с родителями является одним из самых важных и пожалуй самым трудным направлением работы в детском саду.

Коллектив детского сада №96 в соответствии с положениями Устава детского сада организует взаимодействие с родителями. Основной задачей взаимодействия является: просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка.

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения должно позитивно сказываться на общем развитии и становлении личности ребенка. Обучение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, советы по преодолению кризисных ситуативных моментов в процессе воспитания, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков — эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно. Получаемые знания, возрастающая компетентность родителей оптимизируют даже сложившиеся напряженные отношения в семье или в союзе “ребенок-родитель”. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается противоречивым и многогранным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. Для того, чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи — использование активных и интерактивных форм.

Сегодня на ряду с традиционными и нетрадиционными формами взаимодействия с родительской общественностью в детских садах организуются консультационные пункты для родителей (далее КПР) детей посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации.

Основные задачи КПР

Как известно, на сегодняшний день проблема дефицита мест в дошкольные организации в республике решается благодаря реализации Программы «Балапан», которая предусматривает расширение сети дошкольных организаций. На данный период сохраняется дефицит мест в дошкольные организации, большое количество детей остаются не охваченными дошкольным воспитанием и обучением в силу высоких показателей рождаемости и демографического роста. Дети, не посещающие дошкольные организации, часто не готовы войти в новую школьную жизнь и успешно адаптироваться к ней. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена. Очень важно вовремя помочь ребенку подготовиться к школе для его успешной адаптации.

Работа консультационного пункта для родителей

Первичное консультирование. Родитель обращается в консультативный пункт для того, чтобы получить информацию о ребенке. Запрос может быть как по поведенческим проявлениям, так и по интеллектуальному развитию. Поэтому первичное консультирование должно предусматривать обследование ребенка и беседу с обратившимся взрослым. Время первичной консультации не менее 25 минут, не превышая 1- 1,5 часов, поэтому проводится экспресс-диагностика, а беседу с родителем целесообразно дополнить анкетированием.

Пролонгированные консультации. Повторное консультирование может проводится, если на первичном приеме не удалось выполнить запрос родителя. В этом случае проводятся повторные консультации. Длительность их не должна превышать 1 часа, т.к. анамнестические данные обсуждены и обследование ребенка проведено. При увеличении длительности повторной консультации резко снижается эффективность взаимодействия специалиста и родителя. Консультирование сводится не к диалогической, а к монологической форме.

Диагностическое обследование ребенка. Диагностическое обследование ребенка проводится при согласии обратившегося взрослого и в соответствии с запросом. При проведении обследования необходимо учитывать возраст ребенка и использовать методики, в которых указан возрастной диапазон применения. Следует отметить, что дети, не посещающие дошкольные учреждения, могут не обладать знаниями, умениями и навыками, формирование которых проводится в дошкольном учреждении. Поэтому диагностический инструментарий подбирается таким образом, чтобы стимульный материал включал предметы, явления окружающего мира, которые присутствуют в повседневной жизни. При составлении заключения по результатам обследования основное внимание уделяется не количественным показателям (набранным баллам), а качественному анализу, который включает описание стратегии деятельности ребенка, речевых коммуникативных навыков, умению взаимодействовать с незнакомым взрослым, действовать по образцу и т.д.

Развивающие занятия с детьми. По желанию родителей, для детей, не посещающих детский сад, могут быть организованы развивающие занятия, которые проводятся всеми специалистами консультативного пункта. При проведении консультации обсуждается необходимость таких занятий, определяется продолжительность курса, составляется план занятий. Специалист должен выяснить ожидания родителей, разъяснить цель занятий.

Совместные мероприятия с родителями и детьми. На консультативном пункте составляется план мероприятий, который включает: лекторий по определенной тематике например: клуб «Интересных встреч», на заседания которого приглашаются специалисты с выступлениями по заявленной родителями тематике (включая юридические и медицинские вопросы); систематические обновление информационных стендов; подготовку раздаточного материала по педагогическим вопросам; организацию совместных Дней здоровья, календарных праздников; проведение творческих конкурсов (например, «Лучший рецепт семейного блюда», «Наши семейные традиции» и т.д.).

Добавить комментарий