Как развивать слуховое внимание вашего ребенка

Автор: Камзина Әйгерім Мейрғалиқызы, методист, учитель-логопед КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Усть-Каменогорска» управления образования Восточно-Казахстанской области.

Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений. Развитие слухового внимания помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.

Развитие слухового восприятия у детей возможно при помощи:

-Неречевых звучаний
-Речевых звучаний

Игра «Послушаем звуки!»

Ход игры: игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы и шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.

«Угадай кто это?»

Рекомендации: Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки которые издают животные и птицы, живущие в городе — собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки. После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух): Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички сейчас поют на прогулке? Закрой глаза и угадай кто же издает такой звук?

Игра «Скажи, что звучит?»

Материалы для игры: колокольчик, барабан, дудочка. Рекомендации: сначала познакомить малыша со звучанием каждой игрушки, а затем предложить отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например металлофон, бубен, погремушку и др.

Игра «Найди такую же коробочку»

Материалы для игры: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами, соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Ход игры: один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Игра «Звуки дома»

Материалы для игры: различные предметы обихода и бытовые приборы. Рекомендации: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома — тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.).

Игра «Постучим, погремим!»

Материалы для игры: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др. Ход игры: познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п.

Игра «Звуки улицы»

Рекомендации: игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы – сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в метро, стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут; угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т. д.

РЕЧЕВЫЕ ЗВУЧАНИЯ

Что такое фонематический слух?

Способность человека слышать и различать отдельные звуки в слове называется фонематическим слухом. У детей формирование фонематического слуха происходит при слушании речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов. Чтобы закрепить этот навык, с ребенком можно поиграть:

«Услышишь — хлопни»

Взрослый произносит ряд:
звуков: А, О, Ш, П, К и т.д.
слогов: СА, ЩУ, ЧИ, ША, ПЫ
слов: СОК, ВОЛК, ШУБА, СОМ,
ребенок с закрытыми глазами, услышав звук Ш в потоке звуков, слогов или слов, хлопает в ладоши и называет услышанное.

«Кто больше?»

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук например А (акула, арбуз).

«Скажи наоборот»

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. 1 вариант — с гласными звуками:

А, У — У, А
У, О, А — А, О, У
И, О —…(О, И)
Э, Ы,И—… (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками:

ПА — АП
АП — ПА
ПО — (ОП)
ОП— (ПО)
ПУ — (УП)
ЫП — (ПЫ)
ПЭ — (ЭП)
УП — (ПУ)
ПЫ — (ЫП)
ЭП — (ПЭ)

«Доскажи стишок»

Взрослый проговаривает двустишье, а ребенку предлагается добавить последнее слово в двустишии.

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала… (шишка).

Живет в нашем доме Гарик,
У него есть синий… (шарик).

Капризуля наша Маша,
У нее в тарелке … (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался… (сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят… (ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много… (дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный … (гул).

На палубу упала пачка,
Потому, что была… (качка).

«Какой звук слышен во всех словах?»

Взрослый просит ребенка назвать, что изображено на картинках, и потом спрашивает: «Какой звук слышен во всех словах?»

Игра «Рассели картинки в дома»

Ребенку предлагается назвать картинки и определить, где «живет» звук «А» в словах – в начале слова, в середине или в конце слова: скрипка, санки, арбуз, а также в какой дом «поселить» картинку.

Добавить комментарий