Игры на развитие математических представлений

Математические игры для малышей не требуют создания трудоемких специальных условий. Множество возможностей предоставляет окружающая среда мир и повседневная жизнь.

Двух-трехлетний ребенок уже имеет элементарные математические представления. Он знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много). Ежедневно между делом закрепляя навыки в математических играх, нужно стремиться к тому, чтобы малыш ПОНЯЛ, а не механически заучил основные математические понятия. В этом помогут бытовые игры на развитие математических представлений.

«Веселая лесенка» (освоение счета по ступенькам)

-Вместе считайте ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице
-Попросите малыша посчитать, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

«Фокусники» (различение предметов по величине)

Предложите малышу фокус. Спрячьте в ладошке маленький шарик. Попросите малыша сделать то же самое. Повторите фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.

-Дайте малышу подержать одновременно в ладошках два разных шарика. Сравните шарики по величине между собой, а потом с ладошкой малыша
-Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами

«Кухонная математика»

Находясь с мамой на кухне, можно успешно развивать навыки классификации и сопоставления предметов, измерять вес сыпучих продуктов, изучать части целого или длину. Просто попросите ребенка:

-подобрать крышки по размеру к разным баночкам, кастрюлям, контейнерам
-пересыпать крупу из одной емкости в другую
-перелить воду из пластиковой бутылочки в разные стаканы и найти выход, если осталась вода или не хватило емкостей
-принести для супа три картофелины, одну морковь и т.д.
-посчитать, на сколько частей можно разрезать яблоко, или сколько долек в мандарине
-сравнить, какие макароны длиннее

«Счетные палочки» (освоение счёта, знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве)

Не огорчайтесь, если у вас нет счетных палочек. Их с успехом могут заменить карандаши, макароны-спагетти, зубочистки или спички.

-Стройте из палочек любые изображения: геометрические фигуры, домик, елку, кораблик, машинку, ежика и т.д.
-Для формирования усидчивости можно строить объемный колодец

«Машинки и дороги» (понятия величины/длины/ширины)

Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины: узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

-Наложите полоски друг на друга и покажите, как можно определить, какая из них шире
-Спросите ребенка, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге
-Покатайте машины по дорогам
-Постройте сеть дорог, склеивая между собой полоски различной ширины

«Чья машина быстрее приедет» (понятия длинный/короткий)

Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.

-Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш
-Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое

«Строители» (развитие моторики, классификации, счета, сравнения)

Возьмите кубики двух (для усложнения — трех) цветов.

-Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики
-В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета и просите ребенка поправить вас

«Тарелочки» (понятия много/мало/одна)

Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Посчитайте с ним тарелочки, обратите внимание на «много», «целую стопку тарелок».

-Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…»
-После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок»

Таким образом, не напрягая ребенка, вы обучите его основам элементарных математических представлений.

Добавить комментарий