Возрастные особенности ребенка от рождения до года

Период раннего развития ребенка начинается с пренатального периода и продолжается до поступления в начальную школу. Развитие памяти ребенка прямо зависит от формирования нейронных связей (синапсов). Для сохранения и укрепления синапсов необходимо поступление информации. Если информации не будет, то синапсы разрушаются. Поэтому структура и объем мозга ребенка критически зависят от жизненного опыта и информации, получаемых им в период первых трех лет жизни. К трем годам формируется 85% головного мозга. В течение первых трех лет жизни у детей самый высокий потенциал к обучению и развитию. Отсутствие условий развития в первые годы жизни приводит к низкому развитию интеллекта и способности к обучению. В дошкольном возрасте формируются основы социализации, коммуникативных навыков, познавательных способностей, в целом интеллект.

Особенности развития ребенка от рождения до года

1 неделя

Малыш может очень недолгое время задерживать взгляд на различные расстояния, обычно небольшие (до 8-15 см), так как зрение еще слабое. Может короткое время держать головку. Непроизвольно смыкает пальчики и ручки. Может проявлять заметное оживление при появлении рядом человека. Непроизвольно улыбается во сне.

1 месяц

Первый месяц жизни малыш практически целиком проводит во сне. Приблизительно 20 часов в сутки он спит, а его хрупкий организм между тем проделывает в это время огромную работу по адаптации к внеутробной жизни. Лежа на животе, месячные малыши уже поворачивают голову, а некоторым даже удается поднять ее и посмотреть вокруг. Можно надевать ребенку на ручки и ножки звенящие браслеты, тогда он станет больше двигаться и обращать внимание на то, что разные штучки звенят по-разному.

2 месяц

Улыбается, когда с ним разговаривают, следит за мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам. Поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяц

Малыш точно знает, что именно он хочет взять в руку, он умеет брать игрушки и подносить их к лицу (обычно сразу тянет в рот). Совершает попытки перевернуться на живот. По-прежнему много спит, но периоды активности становятся заметно длиннее, чем раньше (1,5 – 2 часа подряд).

4 месяц

Малыш переворачивается на бок. Поддерживает руками бутылочку или погремушку, тянется руками к игрушке и захватывает ее. Начинает гулить. Радуется, двигает радостно ручками и ножками. Отыскивает маму по голосу.

5 месяц

Упирается ножками в поверхность. Пытается дотянуться до игрушки. Берет игрушку из рук взрослого. Узнает близких и чужих людей, по-разному на них реагирует.

6 месяц

Малыш уже знает свое имя и откликается на него. Ползает, хотя иногда не вперед, а назад. Управляет одновременно двумя руками, берет и бросает игрушки, уверенно хлопает в ладоши. Пытается сидеть. Становится более активным, тратит много энергии и к вечеру сильно устает, поэтому спит крепче и дольше.

7 месяц

Подолгу лепечет, много ползает. Берет и кладет игрушки, стучит погремушкой, толкает мяч.

8 месяц

Пытается «разговаривать» слогами. Много и быстро ползает, по просьбе хлопает в ладоши, стучит по поверхности.

9 месяц

Легко садится и сидит продолжительное время. Может вставать с поддержкой и делать несколько шажков за ручку, а иногда даже самостоятельно. Показывает на картинке или на лице родителя носик, ротик, глазки. Может рвать, мять и комкать бумагу, месить глину или пластилин. Произносит больше звуков.

10 месяц

Играет со взрослыми в прятки и «ку-ку». Самостоятельно берет игрушки, играет с развивающими игрушками: снимает и надевает детали, вкладывает и достает предметы. Произносит больше слогов, показывает себя и близких.

11 месяц

Произносит первые слова. Начинает ходить, придерживаясь за предметы, встает и опускается. Играет с игрушками, повторяет движения взрослых.

12 месяцев

Знает названия нескольких предметов (собачка, кукла) и действий (дай ручку, помаши до свидания). Произносит до 10 слов. Играет с кубиками и другими предметами. Ходит без поддержки не присаживаясь.

У годовалых детей неодинаковый запас слов – у кого-то два-три, у кого-то он доходит и до двадцати. Чтобы развить понимание речи, используйте два способа – неожиданное появление новой игрушки и немедленное ее называние: «А вот слоник!», и обогащение опыта малыша: когда он видит – например, во время прогулки – новый предмет, животное или человека, называйте его. Начиная с года, можно менять режим малыша, но надо помнить, что в этом возрасте дети очень активны, но сил у них еще не так много, поэтому от игр и передвижений они достаточно быстро устают.

Возраст от рождения до трех – самый важный период в раннем развитии малыша. Такой скорости познания у него больше не будет никогда в жизни. Родителям важно помнить, что усилия по развитию ребенка в данный период закладывают основу его успеха в дальнейшей жизни.

Добавить комментарий